Три модальности бытия
Обратившись к астрологии, мы с первых же шагов сталкиваемся с невообразимой сложностью и глубиной символического астрологического языка, под стать сложности самого мира, который астрологический язык призван описывать. По мере погружения в астрологию становится очевидным факт, что информационное содержание, сокрытое в астрологических символах, на порядки в математическом смысле этого слова превышает человеческие возможности воспринимать, сопоставлять, помнить, знать, анализировать. Даже недискурсивное постижение мира, которое практикуют в иных религиозных традициях, например, в буддизме, обусловлено человеческой природой сознания — увидев или почувствовав нечто, чего не было в человеческом опыте, невозможно познать природу этого феномена. Это с одной стороны. С другой — человеческое сознание умело «прикручивает» неизвестное к тому или иному уже имеющемуся личностному опыту. Этот феномен описан психологической наукой. Таким образом, очевиден весь субъективизм астрологических трактовок, слабость структурирования их по уровням, если не сказать, что в этой области нередко царит полных хаос.
Астрологическая карта — радикс — предоставляет в свёрнутом виде всю возможную сложность объекта описания, в данном случае натива, безо всяких скидок на возможности субъекта описания, то есть — астролога. Другими словами, астролог, осознаёт он это или нет, оказывается погребён под толщей символизмов самого разного уровня, из которого пытается сплести нить содержательной интерпретации на основе собственного человеческого опыта и знания астрологии. Результат интерпретации, понятное дело, бывает самым что ни на есть различным. Было бы в высшей степени самонадеянно думать, что даже очень образованный и опытный астролог в состоянии всегда дать корректное и полное фактологическое описание, чего уж говорить о смыслах или о телеологической составляющей любого человеческого бытия. Задаваемые астрологу вопросы имеют чрезвычайно широкий разброс по уровням и глубине от «почему он мне изменяет?» и «как заработать денег?» до «расскажите, в чём моё высшее предназначение» и «что мне предначертано по карме?». В самих вопросах нет ничего удивительного, поскольку клиентам астрологов порой невдомёк, какие задачи можно решать с помощью астрологии, а какие нет. Хуже другое: астрологи берутся отвечать чуть ли не на любые вопросы, тем самым выходя за рамки своей компетенции. Астрология, как слабо социализированная дисциплина, к сожалению, предоставляет возможности для безответственных интерпретаций.
В этой короткой статье предлагается описание трёх уровней человеческой природы. Отнесение вопроса к тому или иному уровню призвано помочь астрологу принять решение об уровне своей компетенции в задаваемом вопросе.
В рамках данной концепции уровни будем называть 1) бытийным; 2) кармическим; 3) коллективным. Эти названия, разумеется, условны. Сразу оговоримся, что уровни не иерархичны, то есть не структурируют что-либо, напротив — они отражают различные, отчасти независимые, отчасти взаимосвязанные модальности человеческой природы.
Начнём с первого.
Бытийный уровень, или его ещё можно назвать уровнем реальной жизни, полностью охватывает известную нативу историю его судьбы. В него включается всё, что известно или может быть известно на уровне фактов — даты и обстоятельства собственного рождения, рождения любых родственников и близких людей, события и контексты детства, обучения, воспитания, личной и трудовой жизни, поездки, болезни, повседневная жизнь и т. д. и т. п. Этот явленный и понятный уровень со своей логикой, сопоставлениями, фактами, мотивами, проблемами и удачами, о нём можно говорить самым обыденным языком, который в целом должен быть понятен всякому, кто имеет соответствующий жизненный опыт, находится в близкой социальной страте, владеет тем же языком и т. д. Всё, что касается этого уровня, полностью подчиняется субъективно переживаемым и математически описываемым макроскопическим законам пространства, времени, причинности. На этом уровне много случайного и неизвестного, прошлое незыблемо, а будущее случайно, вероятностно и во многом неопределённо.
Бытийный уровень может быть хорошо описан квалифицированным астрологом.
Более того, именно явления этого уровня астрологу следует в первую очередь уметь описывать. Действительно, если искусство астролога состоит в переводе с языка символов на язык человеческий, то ему — астрологу — достаточно уметь метафизически непротиворечиво и по возможности полно сопоставлять видимую, реальную жизнь с символами и логикой астрологического языка. Другими словами, для качественной астрологической работы по существу нужны три условия: 1) астролог должен хорошо знать обстоятельства жизни и мотивы людей, иначе — знать жизнь; 2) астролог должен хорошо владеть астрологическим языком и 3) астролог должен уметь качественно донести своё знание до клиента, то есть быть квалифицированным консультантом.
Бытийный уровень — основной, с которым приходится работать астрологам, которые, в свою очередь, помогают клиентам решать повседневные житейские человеческие проблемы в области отношений, здоровья, достатка, карьеры, жилья, удовольствий, детей и всего прочего, что плотно наполняет любую человеческую жизнь. На том же уровне работает подавляющее число психологов.
Нельзя сказать, что это примитивный уровень. Отнюдь! Он непрост и противоречив настолько же, насколько сложна человеческая жизнь, и от времени становится сложнее. В освоении этого уровня не может быть никаких границ — ни в части познания мира, ни в части углубления в астрологический символизм.
Метафизически бытийная модальность отражает историю и содержание человеческой сущности как в физическом, так и в информационном аспекте. Физический аспект здесь имеет особое значение, поскольку две другие модальности, о которых пойдёт речь, физического компонента не содержат. Плотный компонент человеческой природы, подчиняющийся физическим, химическим и биологическим законам в условиях принципиальной борьбы за ресурсы и физическое выживание, создаёт мощный мотивационный импульс, жажду жизни и страх смерти.
Кармический уровень, или кармическая модальность.
Карма — прочно вошедшее в современный русский язык слово — имеет свою самобытную семантику в буддизме и индуизме. Более того, оттенки смыслов по-разному озвучиваются в рамках различных течений внутри того же буддизма.
В нашем изложении мы считаем кармой не подлежащую сомнению идею реинкарнации, то есть факт того, что каждый человек, проживающий жизнь в человеческом теле, в каком-то смысле уже воплощался на Земле, и, скорее всего, когда-либо воплотится вновь. Под кармой в таком случае будем понимать некую информационную составляющую изначально информационной человеческой сущности, которая непостижимым образом воплощается вместе с физическим рождением, имманентно ему присуща, специфична и сопутствует человеку на всём его жизненном пути. Содержание этой информационной составляющей, по-видимому, в значительной мере определяется обстоятельствами и событиями прошлых инкарнаций. Другими словами, человек, рождаясь, отнюдь не является tabula rasa.
Кармическое информационное содержание обуславливает обстоятельства, события и человеческие связи в актуальной жизни. Вот только если на бытийном уровне есть возможность установить причинно-следственные связи, поскольку и причины, и следствия имеют отношение к одной и той же жизни, одной и той же инкарнации, то кармические причины таятся в прошлых инкарнациях. Обстоятельства прошлых воплощений для большинства людей закрыты. Известны современные и традиционные регрессивные техники, которые позволяют осуществлять частичный доступ к информации о прошлых жизнях (увидеть картинку, пережить эмоционально, узнать факты).
Вместе с тем у природы имеются серьёзные основания скрывать прошлые жизни настолько основательно, что огромное число людей не только не знают об обстоятельствах прошлых жизней, но даже к самой идее реинкарнации относятся, как к суеверию и ничем не доказанному вымыслу. Доказать же факт неединственной жизни отдельно взятого человека не так уж просто, хотя факты есть, и их немало.
Зададимся вопросом, насколько велика сфера кармического? Крайне трудно ответить на вопрос о том, чья природа не вполне ясна. Однако из общих соображений представляется, что информационно она значительно, возможно, на порядки, превышает сферу бытийного. Действительно, в ней сосредоточена информация не об одной жизни индивида, а о череде воплощений со всем многообразием связей в каждом из них, с одной стороны, и о взаимосвязях различных инкарнаций — с другой. Кроме того, на эти связи накладывается коллективная составляющая, о чём еще пойдет речь. Иначе говоря, за плечами каждого из нас в актуальном воплощении существует обширнейшее информационное наследство, вовлекающее нас в те или иные обстоятельства текущей жизни. Причины этих обстоятельств сокрыты, логика неясна, как неясен и сам факт наличия причин этой жизни в прошлых воплощениях — всё происходящее мы склонны описывать с точки зрения явленной и понятной нам описанной выше бытийной модальности, то есть фактов и событий текущей жизни.
Кармический уровень очень жёстко обуславливает актуальное воплощение. Не везде и не всегда, но в иных случаях абсолютно императивно: человеку не оставляется шанса избежать тех или иных событий, встреч с теми или иными людьми, попадания в те или иные обстоятельства. Законы кармы действуют непреложно, подобно физическому закону. Законы кармы, определённо, есть, но они пока не стали достоянием человечества в той степени, в какой ими стали известные науке законы о природе, обретённые западной цивилизацией. Нет сомнения в том, что иные восточные и традиционные культуры в рассматриваемой области ушли далеко вперёд, однако знания эти являются уделом узкого круга людей, не заинтересованных в их широком распространении.
С законами природы, данными нам в ощущениях, проще мириться, их проще понимать, а последствия прогнозировать. Например, если мы внезапно увидели несущийся автомобиль, то осознаём, что это именно автомобиль, что остановить мгновенно его невозможно, что свой импульс он набрал за определённое время в прошлом, мы также можем по динамике автомобиля оценить его дальнейшую траекторию. Предыстория движения автомобиля и его природа, как транспортного средства, до момента его наблюдения в нашей аналогии — это кармическая модальность. Если переложить этот умозрительный пример с кармического уровня на бытийный, то получится, что автомобиль для нас появляется внезапно из ниоткуда, едва ли мы отдаём себе отчёт, что это автомобиль, и как он будет себя вести в будущем, нам тоже совершенно невдомёк. Ни для кого не секрет, что, не зная природы автомобиля, можно легко от него пострадать.
Точно так же, не ведая природы и причин кармических событий, мы не можем предусмотреть их последствия, рассчитать результат, предостеречься, действовать на опережение, и, таким образом, попускаем, чтобы обстоятельства развивались помимо нашего осознанного контроля, по естественному и, возможно, худшему для нас сценарию. Бывает, что осознание причин приходит только вместе с результатом, а иногда и не приходит вовсе. В астрологическом дискурсе понятие кармы звучит, как правило, с негативной коннотацией — ничего хорошего от кармических планет астрологи обычно не ждут.
Сказанное — только самый поверхностный уровень понятия кармичности, необходимый для сопоставления его с астрологией и астрологической практикой.
Среди астрологов нет единого взгляда на идею реинкарнации. Эта метафизическая идея напрямую не соотносится с астрологическим языком, поэтому у нашего современника и соотечественника имеется, как правило, своё индивидуальное отношение к этой идее, хотя, представляется, что идею реинкарнации разделяет большая часть российских астрологов. И хотя, как считают, всё в гороскопе так или иначе имеет кармическое содержание, напрямую с кармой ассоциируют лишь такие объекты, как Лунные узлы и Черную Луну (Лилит), часто — ретроградные планеты.
Будучи универсальным, астрологический язык должен описывать все аспекты реальности, в том числе кармические. Тот факт, что астрологический язык должен описывать кармическую модальность, исходя из самой идеи астрологии, как всеобъемлющего языка, вовсе не означает, что астролог-практик может адекватно её описать. Действительно, на бытийном уровне можно сопоставить причины и следствия, поставить им в соответствие астрологический символизм. В этом случае астролог, будучи современником клиента, обычно без труда понимает логику явлений, мотивы участников, и это понимание даёт ему опору для астрологического описания. Если же речь идёт о кармической сфере, то кармические причины событий этой жизни сокрыты не только от астролога, но и от самого хозяина гороскопа. Более того, отсутствуют ясные критерии (если они вообще существуют) отстройки кармически обусловленных событий и встреч от обыденных.
В связи со сказанным как не задаться вопросом, насколько компетентна интерпретация астрологом явлений кармического уровня? К сожалению, трактовка «кармичности» в устах некоторых астрологов и даже авторов астрологических текстов выглядит абсолютно спекулятивно. В любом случае, списывать что-либо на «тяжёлую карму» безответственно и безопасно, поскольку всё равно проверить эту информацию не удастся. Например, вновь и вновь приходится слышать утверждения типа «у меня Северный Лунный узел в Раке, стало быть, мое кармическое предназначение — заниматься домом, детьми, роднёй». При этом забывается, что Северный Лунный узел находится в знаке Рака (как и в любом другом) около полутора лет, и трудно поверить, что у всех рождённых на Земле в этот период (по нашим оценкам, около 200 миллионов человек только за эти 1,5 года) — одно и то же «кармическое предназначение».
Если брать астрологов-исследователей кармического уровня, то тут, пожалуй, вполне доверять можно только харьковскому астрологу К. Н. Дарагану, автору книги «Астрология трансформации личности. Кармическая астрология и методика коррекции гороскопа». Константин Дараган в 90-е годы лично участвовал в регрессивных экспериментах по сопоставлению гороскопов этой жизни и прошлых воплощений.
Другой связанный с первым вопрос: какие существуют в астрологии методы, позволяющие отнести явления к кармическому уровню? Судя по всему, явные указания на кармичность дает такая астрологическая техника, как затмения. Идея кармичности, заложенная в затмениях, обосновывается тем, насколько неслучайными при изучении затмений оказываются, казалось бы, случайные события и встречи. Последовательное изложение того, какую информацию можно получить посредством затмений в астрологии и как её трактовать, выходит за рамки настоящей статьи.
Какие можно сделать выводы? Главный — следует крайне осторожно использовать понятие кармы и кармичности, учитывая всю потенциальную спекулятивность интерпретаций с применением этих понятий. Более того, следует избегать употреблять эти термины на консультациях без чёткого изложения семантики. Для клиента выражения «закон Кармы — это закон духовной работы», «гороскоп физического рождения даёт ключ к расшифровке эволюционных задач данного воплощения», «долгом каждого практикующего астролога является определение кармически актуализированных задач данной карты рождения» (фразы взяты из астрологической книги) звучат завораживающе, но едва ли содержательно. Без внятного понимания термина слова о кармы могут восприниматься клиентом не во всей его сложности, а по большей части эмоционально, как фактор абсолютной предопределённости, да ещё и с негативном оттенком, в худшем случае — как форма манипуляции, информационный заполнитель, когда астрологу по существу сказать нечего.
Коллективный уровень, или коллективная модальность.
В астрологии мы привыкли иметь дело с человеком, как объектом описания, который рассматривается, как обособленный физический и информационный объект. Это абсолютно обоснованно и даже неизбежно, поскольку астрология описывает человеческий мир для людей посредством доступного сознанию человека символического языка. Человек (микрокосм) сложнейшим образом вписывается во всё, что его окружает, в свой контекст — это и другие люди, и обстоятельства, и то, с чем человек соприкасается, что занимает его внимание и т. д. Посредством астрологического языка астролог, как правило, описывает или 1) субъект-субъектные отношения, то есть синастрию между людьми, или 2) субъект-объектные отношения людей с обстоятельствами их жизни, или 3) возможные сценарии будущего для натива, но чаще всего в отрыве от астрологического описания объектов, составляющих контекст. В последнем случае имеется в виду, что в радиксе человека могут быть указания на смену работы, и астролог это может увидеть, как увидеть и сроки этих изменений. При этом, однако, как правило, в расчёт не принимается гороскоп предприятия, где человек в настоящее время работает, гороскоп будущего места работы, гороскоп руководителя, подчинённых и т. д., потому что в большинстве случаев сопутствующие гороскопы попросту недоступны. Судьба предприятия и обстоятельства людей, которые могут повлиять на будущее трудоустройство, в расчёт не принимаются.
Продолжим. Не вызывает сомнения тот факт, что человек одновременно принадлежит состоящим из людей структурам — человек является одним из членов своей семьи, пассажиром поезда среди других пассажиров, жителем города среди других жителей и т. п. Следуя принципу подобия, всё сущее, а не только человек, может быть описано астрологическим языком: и объекты, которые не являются людьми, и те, что объединяют большее или меньшее число людей.
Здесь уместно предложить аналогию с муравейником. Муравейник в лесу воспринимается, как единое целое, совокупность организованного в характерную форму лесного органического материала — иголок, веток, коры — и живущих в муравейнике муравьёв (если муравейник обитаем). Можно ли сказать, что муравейник — отдельный объект, который может быть описан астрологическим языком, притом что под муравейником понимается не материальная составляющая, а совокупность всех населяющих муравейник муравьёв, как единое целое? Да, разумеется, можно! Есть ли у муравейника своя судьба? Да, есть! Действительно, если представить подошедшего к муравейнику подвыпившего грибника, то судьба всех без исключения обитателей муравейника принципиально зависит от того, пройдёт ли грибник мимо, захочет ли высыпать муравьям остатки сахара или решит бросить в муравейник спичку. А вот насколько связаны судьба муравейника и судьба любого из живущих в нём муравьёв? А если взять на выбор двух разных муравьёв из одного муравейника, есть ли у них нечто общее, что можно было бы отнести на уровень общей судьбы муравейника? Переформулируем те же вопросы в переложении на группы людей. Есть ли общее в судьбе самолёта (всех людей, кто находится в самолёте, как единого информационного объекта) и его командира или любого из пассажиров этого рейса? Если взять гороскоп командира авиалайнера и пассажира, можно ли увидеть у этих двух людей общее, что можно было бы отнести на коллективный уровень самолёта и его судьбы, а точнее — общей судьбы всех, кто находится в самолёте в данный момент? Ответы на эти вопросы нетривиальны.
Для того, чтобы ответить на них, следует понимать, что с информационной точки зрения представляет собой информационный объект «все, кто находится в самолете», или «все жители города», или даже просто «моя семья». Понять этот объект, будучи его частью и будучи только человеком, едва ли возможно, однако осознать, что такое «общая судьба», в состоянии каждый. Сложность состоит ещё и в том, что в разные моменты времени, а иногда и одновременно, один и тот же человек может принадлежать различным сообществам людей, где у каждого сообщества свой гороскоп и своя судьба.
Подобного рода вопросы встают перед астрологом, когда рассматривается какое-либо событие, затронувшие группу людей — серьезное ДТП, авиакатастрофа, теракт, эпидемия, война. Астрологу задают вопросы: «почему я или мой родственник?», «почему этот самолёт?», «можно было бы всё как-то изменить?», «кто виноват и где искать слабое звено?», «если бы был другой водитель (командир, политик, военачальник), случилось бы всё по-другому?» Вопросы, как говорят, на засыпку. Приходится констатировать, что астролог вынужден работать 1) в условиях ограничений, связанных с его человеческой природой; 2) в условиях катастрофической нехватки информации (ну нельзя знать гороскопы всех участников полёта и данные самолёта); 3) в условиях слабого метафизического понимания объектов, которые не являются людьми или являются группами людей. Отсюда вывод: астрологу следует крайне осмотрительно браться за объяснения и принимать на себя ответственность за них, давая ответы на вопросы, аналогичные приведённым выше, то есть имеющие отношение к коллективному уровню.
Справедливости ради: нельзя утверждать, что напрочь отсутствуют знания и подходы к астрологическому описанию таких информационных объектов, как группы людей, городов, наций. Есть специалисты, есть метафизические идеи, есть астрологические техники, например техника средних карт. Однако надо признать, что специалистов мало, и техник явно недостаточно, широкого распространения эти знания пока не нашли, а методы сопоставления коллективных объектов и человека ещё требуют своих исследователей. Очевидно, что техники и методы, относящиеся к астрологическому описанию коллективного уровня, потребуют серьёзных астрологических алгоритмов и вычислений. Наши предшественники просто не могли себе этого позволить, а мы, современные астрологи, всего только четверть века как наслаждаемся доступными компьютерами. Дело за будущими поколениями астрологов, за нашими учениками и последователями.
Продолжить рассуждения о трёх модальностях можно как в направлении углубления понятий, так и в направлении взаимодействия и взаимных перекличек модальностей между собой. Однако остановимся здесь.
На основании изложенного практический вывод может быть сформулирован следующим образом. Если у астролога есть глубокое понимание неимоверной сложности информационных объектов и потоков, в которые ввергается астролог, когда берётся описывать их астрологическим языком, то ему следует крайне тщательно подходить к интерпретациям. Следует помнить о границах своей компетенции, львиная доля которой имеет отношение к бытийному уровню. Бытийная модальность — тот уровень, на котором в силу его наилучшего понимания следует по преимуществу работать астрологу. Развёрнутые, детальные, а тем более императивные интерпретации того, что можно отнести к кармическому и коллективному уровням, крайне рискованны и граничат со спекуляцией.
Обратившись к астрологии, мы с первых же шагов сталкиваемся с невообразимой сложностью и глубиной символического астрологического языка, под стать сложности самого мира, который астрологический язык призван описывать. По мере погружения в астрологию становится очевидным факт, что информационное содержание, сокрытое в астрологических символах, на порядки в математическом смысле этого слова превышает человеческие возможности воспринимать, сопоставлять, помнить, знать, анализировать. Даже недискурсивное постижение мира, которое практикуют в иных религиозных традициях, например, в буддизме, обусловлено человеческой природой сознания — увидев или почувствовав нечто, чего не было в человеческом опыте, невозможно познать природу этого феномена. Это с одной стороны. С другой — человеческое сознание умело «прикручивает» неизвестное к тому или иному уже имеющемуся личностному опыту. Этот феномен описан психологической наукой. Таким образом, очевиден весь субъективизм астрологических трактовок, слабость структурирования их по уровням, если не сказать, что в этой области нередко царит полных хаос.
Астрологическая карта — радикс — предоставляет в свёрнутом виде всю возможную сложность объекта описания, в данном случае натива, безо всяких скидок на возможности субъекта описания, то есть — астролога. Другими словами, астролог, осознаёт он это или нет, оказывается погребён под толщей символизмов самого разного уровня, из которого пытается сплести нить содержательной интерпретации на основе собственного человеческого опыта и знания астрологии. Результат интерпретации, понятное дело, бывает самым что ни на есть различным. Было бы в высшей степени самонадеянно думать, что даже очень образованный и опытный астролог в состоянии всегда дать корректное и полное фактологическое описание, чего уж говорить о смыслах или о телеологической составляющей любого человеческого бытия. Задаваемые астрологу вопросы имеют чрезвычайно широкий разброс по уровням и глубине от «почему он мне изменяет?» и «как заработать денег?» до «расскажите, в чём моё высшее предназначение» и «что мне предначертано по карме?». В самих вопросах нет ничего удивительного, поскольку клиентам астрологов порой невдомёк, какие задачи можно решать с помощью астрологии, а какие нет. Хуже другое: астрологи берутся отвечать чуть ли не на любые вопросы, тем самым выходя за рамки своей компетенции. Астрология, как слабо социализированная дисциплина, к сожалению, предоставляет возможности для безответственных интерпретаций.
В этой короткой статье предлагается описание трёх уровней человеческой природы. Отнесение вопроса к тому или иному уровню призвано помочь астрологу принять решение об уровне своей компетенции в задаваемом вопросе.
В рамках данной концепции уровни будем называть 1) бытийным; 2) кармическим; 3) коллективным. Эти названия, разумеется, условны. Сразу оговоримся, что уровни не иерархичны, то есть не структурируют что-либо, напротив — они отражают различные, отчасти независимые, отчасти взаимосвязанные модальности человеческой природы.
Начнём с первого.
Бытийный уровень, или его ещё можно назвать уровнем реальной жизни, полностью охватывает известную нативу историю его судьбы. В него включается всё, что известно или может быть известно на уровне фактов — даты и обстоятельства собственного рождения, рождения любых родственников и близких людей, события и контексты детства, обучения, воспитания, личной и трудовой жизни, поездки, болезни, повседневная жизнь и т. д. и т. п. Этот явленный и понятный уровень со своей логикой, сопоставлениями, фактами, мотивами, проблемами и удачами, о нём можно говорить самым обыденным языком, который в целом должен быть понятен всякому, кто имеет соответствующий жизненный опыт, находится в близкой социальной страте, владеет тем же языком и т. д. Всё, что касается этого уровня, полностью подчиняется субъективно переживаемым и математически описываемым макроскопическим законам пространства, времени, причинности. На этом уровне много случайного и неизвестного, прошлое незыблемо, а будущее случайно, вероятностно и во многом неопределённо.
Бытийный уровень может быть хорошо описан квалифицированным астрологом.
Более того, именно явления этого уровня астрологу следует в первую очередь уметь описывать. Действительно, если искусство астролога состоит в переводе с языка символов на язык человеческий, то ему — астрологу — достаточно уметь метафизически непротиворечиво и по возможности полно сопоставлять видимую, реальную жизнь с символами и логикой астрологического языка. Другими словами, для качественной астрологической работы по существу нужны три условия: 1) астролог должен хорошо знать обстоятельства жизни и мотивы людей, иначе — знать жизнь; 2) астролог должен хорошо владеть астрологическим языком и 3) астролог должен уметь качественно донести своё знание до клиента, то есть быть квалифицированным консультантом.
Бытийный уровень — основной, с которым приходится работать астрологам, которые, в свою очередь, помогают клиентам решать повседневные житейские человеческие проблемы в области отношений, здоровья, достатка, карьеры, жилья, удовольствий, детей и всего прочего, что плотно наполняет любую человеческую жизнь. На том же уровне работает подавляющее число психологов.
Нельзя сказать, что это примитивный уровень. Отнюдь! Он непрост и противоречив настолько же, насколько сложна человеческая жизнь, и от времени становится сложнее. В освоении этого уровня не может быть никаких границ — ни в части познания мира, ни в части углубления в астрологический символизм.
Метафизически бытийная модальность отражает историю и содержание человеческой сущности как в физическом, так и в информационном аспекте. Физический аспект здесь имеет особое значение, поскольку две другие модальности, о которых пойдёт речь, физического компонента не содержат. Плотный компонент человеческой природы, подчиняющийся физическим, химическим и биологическим законам в условиях принципиальной борьбы за ресурсы и физическое выживание, создаёт мощный мотивационный импульс, жажду жизни и страх смерти.
Кармический уровень, или кармическая модальность.
Карма — прочно вошедшее в современный русский язык слово — имеет свою самобытную семантику в буддизме и индуизме. Более того, оттенки смыслов по-разному озвучиваются в рамках различных течений внутри того же буддизма.
В нашем изложении мы считаем кармой не подлежащую сомнению идею реинкарнации, то есть факт того, что каждый человек, проживающий жизнь в человеческом теле, в каком-то смысле уже воплощался на Земле, и, скорее всего, когда-либо воплотится вновь. Под кармой в таком случае будем понимать некую информационную составляющую изначально информационной человеческой сущности, которая непостижимым образом воплощается вместе с физическим рождением, имманентно ему присуща, специфична и сопутствует человеку на всём его жизненном пути. Содержание этой информационной составляющей, по-видимому, в значительной мере определяется обстоятельствами и событиями прошлых инкарнаций. Другими словами, человек, рождаясь, отнюдь не является tabula rasa.
Кармическое информационное содержание обуславливает обстоятельства, события и человеческие связи в актуальной жизни. Вот только если на бытийном уровне есть возможность установить причинно-следственные связи, поскольку и причины, и следствия имеют отношение к одной и той же жизни, одной и той же инкарнации, то кармические причины таятся в прошлых инкарнациях. Обстоятельства прошлых воплощений для большинства людей закрыты. Известны современные и традиционные регрессивные техники, которые позволяют осуществлять частичный доступ к информации о прошлых жизнях (увидеть картинку, пережить эмоционально, узнать факты).
Вместе с тем у природы имеются серьёзные основания скрывать прошлые жизни настолько основательно, что огромное число людей не только не знают об обстоятельствах прошлых жизней, но даже к самой идее реинкарнации относятся, как к суеверию и ничем не доказанному вымыслу. Доказать же факт неединственной жизни отдельно взятого человека не так уж просто, хотя факты есть, и их немало.
Зададимся вопросом, насколько велика сфера кармического? Крайне трудно ответить на вопрос о том, чья природа не вполне ясна. Однако из общих соображений представляется, что информационно она значительно, возможно, на порядки, превышает сферу бытийного. Действительно, в ней сосредоточена информация не об одной жизни индивида, а о череде воплощений со всем многообразием связей в каждом из них, с одной стороны, и о взаимосвязях различных инкарнаций — с другой. Кроме того, на эти связи накладывается коллективная составляющая, о чём еще пойдет речь. Иначе говоря, за плечами каждого из нас в актуальном воплощении существует обширнейшее информационное наследство, вовлекающее нас в те или иные обстоятельства текущей жизни. Причины этих обстоятельств сокрыты, логика неясна, как неясен и сам факт наличия причин этой жизни в прошлых воплощениях — всё происходящее мы склонны описывать с точки зрения явленной и понятной нам описанной выше бытийной модальности, то есть фактов и событий текущей жизни.
Кармический уровень очень жёстко обуславливает актуальное воплощение. Не везде и не всегда, но в иных случаях абсолютно императивно: человеку не оставляется шанса избежать тех или иных событий, встреч с теми или иными людьми, попадания в те или иные обстоятельства. Законы кармы действуют непреложно, подобно физическому закону. Законы кармы, определённо, есть, но они пока не стали достоянием человечества в той степени, в какой ими стали известные науке законы о природе, обретённые западной цивилизацией. Нет сомнения в том, что иные восточные и традиционные культуры в рассматриваемой области ушли далеко вперёд, однако знания эти являются уделом узкого круга людей, не заинтересованных в их широком распространении.
С законами природы, данными нам в ощущениях, проще мириться, их проще понимать, а последствия прогнозировать. Например, если мы внезапно увидели несущийся автомобиль, то осознаём, что это именно автомобиль, что остановить мгновенно его невозможно, что свой импульс он набрал за определённое время в прошлом, мы также можем по динамике автомобиля оценить его дальнейшую траекторию. Предыстория движения автомобиля и его природа, как транспортного средства, до момента его наблюдения в нашей аналогии — это кармическая модальность. Если переложить этот умозрительный пример с кармического уровня на бытийный, то получится, что автомобиль для нас появляется внезапно из ниоткуда, едва ли мы отдаём себе отчёт, что это автомобиль, и как он будет себя вести в будущем, нам тоже совершенно невдомёк. Ни для кого не секрет, что, не зная природы автомобиля, можно легко от него пострадать.
Точно так же, не ведая природы и причин кармических событий, мы не можем предусмотреть их последствия, рассчитать результат, предостеречься, действовать на опережение, и, таким образом, попускаем, чтобы обстоятельства развивались помимо нашего осознанного контроля, по естественному и, возможно, худшему для нас сценарию. Бывает, что осознание причин приходит только вместе с результатом, а иногда и не приходит вовсе. В астрологическом дискурсе понятие кармы звучит, как правило, с негативной коннотацией — ничего хорошего от кармических планет астрологи обычно не ждут.
Сказанное — только самый поверхностный уровень понятия кармичности, необходимый для сопоставления его с астрологией и астрологической практикой.
Среди астрологов нет единого взгляда на идею реинкарнации. Эта метафизическая идея напрямую не соотносится с астрологическим языком, поэтому у нашего современника и соотечественника имеется, как правило, своё индивидуальное отношение к этой идее, хотя, представляется, что идею реинкарнации разделяет большая часть российских астрологов. И хотя, как считают, всё в гороскопе так или иначе имеет кармическое содержание, напрямую с кармой ассоциируют лишь такие объекты, как Лунные узлы и Черную Луну (Лилит), часто — ретроградные планеты.
Будучи универсальным, астрологический язык должен описывать все аспекты реальности, в том числе кармические. Тот факт, что астрологический язык должен описывать кармическую модальность, исходя из самой идеи астрологии, как всеобъемлющего языка, вовсе не означает, что астролог-практик может адекватно её описать. Действительно, на бытийном уровне можно сопоставить причины и следствия, поставить им в соответствие астрологический символизм. В этом случае астролог, будучи современником клиента, обычно без труда понимает логику явлений, мотивы участников, и это понимание даёт ему опору для астрологического описания. Если же речь идёт о кармической сфере, то кармические причины событий этой жизни сокрыты не только от астролога, но и от самого хозяина гороскопа. Более того, отсутствуют ясные критерии (если они вообще существуют) отстройки кармически обусловленных событий и встреч от обыденных.
В связи со сказанным как не задаться вопросом, насколько компетентна интерпретация астрологом явлений кармического уровня? К сожалению, трактовка «кармичности» в устах некоторых астрологов и даже авторов астрологических текстов выглядит абсолютно спекулятивно. В любом случае, списывать что-либо на «тяжёлую карму» безответственно и безопасно, поскольку всё равно проверить эту информацию не удастся. Например, вновь и вновь приходится слышать утверждения типа «у меня Северный Лунный узел в Раке, стало быть, мое кармическое предназначение — заниматься домом, детьми, роднёй». При этом забывается, что Северный Лунный узел находится в знаке Рака (как и в любом другом) около полутора лет, и трудно поверить, что у всех рождённых на Земле в этот период (по нашим оценкам, около 200 миллионов человек только за эти 1,5 года) — одно и то же «кармическое предназначение».
Если брать астрологов-исследователей кармического уровня, то тут, пожалуй, вполне доверять можно только харьковскому астрологу К. Н. Дарагану, автору книги «Астрология трансформации личности. Кармическая астрология и методика коррекции гороскопа». Константин Дараган в 90-е годы лично участвовал в регрессивных экспериментах по сопоставлению гороскопов этой жизни и прошлых воплощений.
Другой связанный с первым вопрос: какие существуют в астрологии методы, позволяющие отнести явления к кармическому уровню? Судя по всему, явные указания на кармичность дает такая астрологическая техника, как затмения. Идея кармичности, заложенная в затмениях, обосновывается тем, насколько неслучайными при изучении затмений оказываются, казалось бы, случайные события и встречи. Последовательное изложение того, какую информацию можно получить посредством затмений в астрологии и как её трактовать, выходит за рамки настоящей статьи.
Какие можно сделать выводы? Главный — следует крайне осторожно использовать понятие кармы и кармичности, учитывая всю потенциальную спекулятивность интерпретаций с применением этих понятий. Более того, следует избегать употреблять эти термины на консультациях без чёткого изложения семантики. Для клиента выражения «закон Кармы — это закон духовной работы», «гороскоп физического рождения даёт ключ к расшифровке эволюционных задач данного воплощения», «долгом каждого практикующего астролога является определение кармически актуализированных задач данной карты рождения» (фразы взяты из астрологической книги) звучат завораживающе, но едва ли содержательно. Без внятного понимания термина слова о кармы могут восприниматься клиентом не во всей его сложности, а по большей части эмоционально, как фактор абсолютной предопределённости, да ещё и с негативном оттенком, в худшем случае — как форма манипуляции, информационный заполнитель, когда астрологу по существу сказать нечего.
Коллективный уровень, или коллективная модальность.
В астрологии мы привыкли иметь дело с человеком, как объектом описания, который рассматривается, как обособленный физический и информационный объект. Это абсолютно обоснованно и даже неизбежно, поскольку астрология описывает человеческий мир для людей посредством доступного сознанию человека символического языка. Человек (микрокосм) сложнейшим образом вписывается во всё, что его окружает, в свой контекст — это и другие люди, и обстоятельства, и то, с чем человек соприкасается, что занимает его внимание и т. д. Посредством астрологического языка астролог, как правило, описывает или 1) субъект-субъектные отношения, то есть синастрию между людьми, или 2) субъект-объектные отношения людей с обстоятельствами их жизни, или 3) возможные сценарии будущего для натива, но чаще всего в отрыве от астрологического описания объектов, составляющих контекст. В последнем случае имеется в виду, что в радиксе человека могут быть указания на смену работы, и астролог это может увидеть, как увидеть и сроки этих изменений. При этом, однако, как правило, в расчёт не принимается гороскоп предприятия, где человек в настоящее время работает, гороскоп будущего места работы, гороскоп руководителя, подчинённых и т. д., потому что в большинстве случаев сопутствующие гороскопы попросту недоступны. Судьба предприятия и обстоятельства людей, которые могут повлиять на будущее трудоустройство, в расчёт не принимаются.
Продолжим. Не вызывает сомнения тот факт, что человек одновременно принадлежит состоящим из людей структурам — человек является одним из членов своей семьи, пассажиром поезда среди других пассажиров, жителем города среди других жителей и т. п. Следуя принципу подобия, всё сущее, а не только человек, может быть описано астрологическим языком: и объекты, которые не являются людьми, и те, что объединяют большее или меньшее число людей.
Здесь уместно предложить аналогию с муравейником. Муравейник в лесу воспринимается, как единое целое, совокупность организованного в характерную форму лесного органического материала — иголок, веток, коры — и живущих в муравейнике муравьёв (если муравейник обитаем). Можно ли сказать, что муравейник — отдельный объект, который может быть описан астрологическим языком, притом что под муравейником понимается не материальная составляющая, а совокупность всех населяющих муравейник муравьёв, как единое целое? Да, разумеется, можно! Есть ли у муравейника своя судьба? Да, есть! Действительно, если представить подошедшего к муравейнику подвыпившего грибника, то судьба всех без исключения обитателей муравейника принципиально зависит от того, пройдёт ли грибник мимо, захочет ли высыпать муравьям остатки сахара или решит бросить в муравейник спичку. А вот насколько связаны судьба муравейника и судьба любого из живущих в нём муравьёв? А если взять на выбор двух разных муравьёв из одного муравейника, есть ли у них нечто общее, что можно было бы отнести на уровень общей судьбы муравейника? Переформулируем те же вопросы в переложении на группы людей. Есть ли общее в судьбе самолёта (всех людей, кто находится в самолёте, как единого информационного объекта) и его командира или любого из пассажиров этого рейса? Если взять гороскоп командира авиалайнера и пассажира, можно ли увидеть у этих двух людей общее, что можно было бы отнести на коллективный уровень самолёта и его судьбы, а точнее — общей судьбы всех, кто находится в самолёте в данный момент? Ответы на эти вопросы нетривиальны.
Для того, чтобы ответить на них, следует понимать, что с информационной точки зрения представляет собой информационный объект «все, кто находится в самолете», или «все жители города», или даже просто «моя семья». Понять этот объект, будучи его частью и будучи только человеком, едва ли возможно, однако осознать, что такое «общая судьба», в состоянии каждый. Сложность состоит ещё и в том, что в разные моменты времени, а иногда и одновременно, один и тот же человек может принадлежать различным сообществам людей, где у каждого сообщества свой гороскоп и своя судьба.
Подобного рода вопросы встают перед астрологом, когда рассматривается какое-либо событие, затронувшие группу людей — серьезное ДТП, авиакатастрофа, теракт, эпидемия, война. Астрологу задают вопросы: «почему я или мой родственник?», «почему этот самолёт?», «можно было бы всё как-то изменить?», «кто виноват и где искать слабое звено?», «если бы был другой водитель (командир, политик, военачальник), случилось бы всё по-другому?» Вопросы, как говорят, на засыпку. Приходится констатировать, что астролог вынужден работать 1) в условиях ограничений, связанных с его человеческой природой; 2) в условиях катастрофической нехватки информации (ну нельзя знать гороскопы всех участников полёта и данные самолёта); 3) в условиях слабого метафизического понимания объектов, которые не являются людьми или являются группами людей. Отсюда вывод: астрологу следует крайне осмотрительно браться за объяснения и принимать на себя ответственность за них, давая ответы на вопросы, аналогичные приведённым выше, то есть имеющие отношение к коллективному уровню.
Справедливости ради: нельзя утверждать, что напрочь отсутствуют знания и подходы к астрологическому описанию таких информационных объектов, как группы людей, городов, наций. Есть специалисты, есть метафизические идеи, есть астрологические техники, например техника средних карт. Однако надо признать, что специалистов мало, и техник явно недостаточно, широкого распространения эти знания пока не нашли, а методы сопоставления коллективных объектов и человека ещё требуют своих исследователей. Очевидно, что техники и методы, относящиеся к астрологическому описанию коллективного уровня, потребуют серьёзных астрологических алгоритмов и вычислений. Наши предшественники просто не могли себе этого позволить, а мы, современные астрологи, всего только четверть века как наслаждаемся доступными компьютерами. Дело за будущими поколениями астрологов, за нашими учениками и последователями.
Продолжить рассуждения о трёх модальностях можно как в направлении углубления понятий, так и в направлении взаимодействия и взаимных перекличек модальностей между собой. Однако остановимся здесь.
На основании изложенного практический вывод может быть сформулирован следующим образом. Если у астролога есть глубокое понимание неимоверной сложности информационных объектов и потоков, в которые ввергается астролог, когда берётся описывать их астрологическим языком, то ему следует крайне тщательно подходить к интерпретациям. Следует помнить о границах своей компетенции, львиная доля которой имеет отношение к бытийному уровню. Бытийная модальность — тот уровень, на котором в силу его наилучшего понимания следует по преимуществу работать астрологу. Развёрнутые, детальные, а тем более императивные интерпретации того, что можно отнести к кармическому и коллективному уровням, крайне рискованны и граничат со спекуляцией.